«Не стригите власы русые власы разные, да с сединами, ибо мудрость Божию не постигнете и здоровие потеряете».
КОСА , косы — вид женской прически, наделяемый брачной символикой; одну косу носили девушки (в том числе и старые девы), две косы — замужние женщины .
Первое заплетение косы девочке означало ее переход в новую возрастную категорию. Пока ей подрезали волосы, она была
«дiвчинкою», а как только ей заплели косу, она становилась «дiвкою»
(гуцул.), девушкой на выданье. Заплетение первой косы совпадало с
переодеванием в «женскую одежду», с надеванием венка на голову по достижении
девушкой брачного возраста,т. е. 13—16 лет (чеш., словац.). В
Малопольше после рождения девочки плели из соломы косу, вкладывали в нее
монету и вешали на дерево перед домом, чтобы девочка счастливо дожила до девичества. После угощения крестные, заплетая косу, пели: «Плетем тебя, милая косичка, Для здоровья и силы крестницы. Чтобы мы были такими ловкими, Чтобы у нее косички были длинными».
Девочке в пять лет сплетали волосы «в крест»,
беря пряди спереди, с затылка, затем с правого и левого уха, связывали
их посередине, приговаривая: «как связаны волосы, так бы хлопцы
вязались».
Коса символизирует готовность девушки к браку
(о.-слав.), лента в косе была знаком того, что девушка на выданье
(рус.). Со дня просватанья лента заплеталась только в полкосы, к ней
крепился знак просватанья — длинная широкая лента (Заонежье). Длинная коса — предмет гордости и особой заботы девушки, ее украшение, ср. бел. пословицы: «Каса
дзявочая краса»; «Дзеука без касы не мае красы». За волосами тщательно
ухаживали, считая, что чем длиннее коса, тем девушка лучше (о.-слав.).
Чтобы косы были длинными и толстыми, в канун Рождества клали под подушку
веревку (серб.); в Юрьев день ходили причесываться в поле (югослав.), в
Чистый четверг — под яблоню (новгород.); смазанные сырым яйцом волосы
заплетали в косу, обрезали концы и закапывали их в винограднике (болг.);
в день св. Трифона мазали косу виноградным соком, приговаривая: «Како
растит лозница, така да ми растит и косата» [Как растет виноград, так
пусть растет и моя коса] (Охрид — Шапк.); бегали под грибным
(гомел.), летним (макед.) дождем; мазали волосы змеиным жиром
(в.-серб.), жиром специально убитого для этого ужа, чтобы косы были
длинными, как уж (хорв.); смазывали косы жиром черной змеи и
скручивали ее в клубок наподобие змеи, чтобы коса была прочной (Босния);
прикладывали к волосам травы, называемые косица, косатень или мыли в
отваре этих трав (болг., макед., укр.); заклинали траву косатень помочь
вырастить длинную косу (ю.-зап.-укр., гуцул.); плели косу из
«маккавейских» трав и прикладывали ее к своим волосам (укр.). Желая
приманить женихов, девушки вплетали в косу обрывок веревки от церковного
колокола (рус.).
В свадебном обряде и песнях коса — символ невесты. Косу из кудели прикрепляли к елочке и прибивали к углу дома невесты (ярослав.). Обрядовая
перемена прически невесты (расплетение — заплетение косы , ее
обрезание, «продажа» жениху) символизировала заключение брака и
изменение статуса девушки (СД 1:247).
Андрей Ремнев Разделение косы. 1996
Расплетение косы
означало прощание с девичеством; заплетение двух кос и надевание
женского головного убора — переход невесты в группу женщин. В
Архангельской обл. говорили: «За стол когда невесту приведут, две косы ей заплетут: была одна — стало две, была девушка — стала женщина» (АА). После венчания в доме молодого (иногда прямо в церкви) волосы новобрачной заплетали в две косы, «по-бабьи» (рус.);
их оборачивали вокруг головы и убирали под повойник, чепец, платок, т.
е. под женский головной убор (в.-, з.-слав.). В Болгарии расплетение,
причесывание и заплетение кос совершалось накануне венчания и сопровождалось песнями; при этом обряде все домашние и подруги невесты плакали. Если
отец жениха разводил пчел, то церемония расплетения косы невесты
происходила не в ее доме, как обычно, а в доме жениха — чтобы пчелы
лучше роились ( укр. — Зел. ВЭ:337). Брат расплетал невесте косу (бел., пол.),
заплетал ей две косы (бел.), но это мог делать и жених. Иногда правую
косу заплетал жених, левую — сваха (рус.). Косу могли расплетать также
дружка, два близких родственника, крестная, подруги, дружки (они расчесывали
волосы, смазывали их маслом и медом, после чего заплетали косу и
вплетали чеснок для отведения порчи — ю.-рус., укр.). Когда расплетали
косу во время девичника, невеста «вопила»: «Не расплетайте мою косу
русу, / Не увязывайте моей шелковой косушки» (Ряз.ЭВ 2:192). В вост.
Полесье невесте расплетали косу в церкви и закручивали волосы «в куклу»,
с этой минуты девушка символически причислялась к женщинам и не
могла носить заплетенные косы. В Софийском крае до начала XX в. невесте
заплетали множество косичек, украшали их серебряными монетами; косички
закрывали ее лицо. Ср. фразеологизм косой трепать ~ не выйти замуж, остаться в девках (москов.); косник 'старая дева' (архангел.) (СРНГ 15:44,58). Замужней
женщине нельзя было носить одну косу, чтобы не овдоветь. Если у девушки
левая коса оказывалась толще правой, ей предстояло выйти замуж за
вдовца (гуцул.).
Словом коса в свадебном ритуале
называлась 'прощальная вечеринка с подругами невесты в ее доме накануне
свадьбы; девичник' (перм., сибир.); пропивать косу означало 'угощать
вином накануне свадьбы, на другой день после девичника' (сибир.,
пензен.), чесать косу — 'расчесывать и заплетать косу невесте накануне
венчания' (сибир.); выкупать косу ~ 'дарить подарки родственникам
невесты' (том.), косу продавать — 'брать выкуп за невесту' (москов.,
Краснодар., сибир.) (СРНГ 15:43,44).
Выкуп косы невесты стороной жениха символизировал
приобретение полной власти над женщиной. Во время свадьбы брат невесты
вынуждал жениха выкупать косу за право сидеть рядом с невестой (ю.-рус., укр.,
пол. мазов). Того, кто продает косу невесты (брат, родственник невесты
или ее младшая сестра), называли косник (ю.-сибир., укр.), падкоснiк,
закоснiк (бел.), а сам обряд выкупа невесты или ее косы у брата ~ косопродаванье,
косу продавать. Продавая косу, девушки пели: «Наша коса не рублева, /
Наша коса сторублева, / Лентою перевязана, / Лентою голубою, / Девкою
молодою» (кубан.). Иногда сама невеста должна была выкупить косу. В Сибири во время заплетения косы брат или сестра, держа невесту за косу, брали ножницы и говорили: «Давай плату за косу, не то отрежу».
Полное отрезание косы на свадьбе встречается у славян редко. У русских и украинцев обрезание или подрезание косы невесты заменено обрядовым расчесыванием. У
белорусов частичное обрезание сопровождалось продеванием кончика косы в
кольцо и (символическим) прижиганием его пламенем свечи (бел.,
правобереж. Полесье). Отрезали косу невесте в с.-вост. Сербии, в
Польше (иногда отрезанную косу свашка бросала в огонь — Боры
Тухольские), у гуцулов и в зап. уездах Волын. губ. У гуцулов Покутья (р-н Хотима) жених обрезал косу невесте ножом, когда она сидела у него на коленях, на кожухе, и из отрезанных волос сплетал две косы
В похоронном обряде распущенные косы — символ скорби. Женщины провожали покойника
на кладбище с расплетенными в знак траура косами (серб.). Вернувшись
домой с похорон, заплетали косы. В Болгарии, когда в доме случалась
смерть, женщины расплетали косы и не заплетали их 40 дней. В центр.
Украине девушки расплетали косу себе и своей умершей подруге, в то же
время в Галиции во время похорон девушки заплетали волосы в косу.
(Городенщина). В Черногории матери и сестры умершего отрезали свои косы и
клали в могилу вместе с покойником или вешали их на кладбище на крестах
и деревьях.
К. Васильев Ожидание
Специально распускали косы
в разных обрядовых ситуациях: во время (трудных) родов расплетала косы
не только роженица (о.-слав.), но и все женщины и девушки, присутствовавшие в доме (бел.); в обряде опахивания (рус.); при появлении градоносных туч (сербы Драгачева, Лесковацкого Поморавья).
Расплетали косы, когда мяли лен, чтобы он был мягок и волокнист
(витеб.). Распускали косы при проводах «русалки» (рязан.); некоторые
ряженые в период святок и масленицы; считалось, что распускали волосы
ведьмы перед полетом на шабаш, перед тем, как доить чужих коров,
отбирать «спор» у хлеба в поле (о.-слав.), делать «заломы» в хлебном
поле; при сборе трав для ворожбы (банат. геры). Иногда девушка, гадая
на святках, распускала косу: перед сном она продевала в косу висячий
замок, запирала его и говорила: «Суженый-ряженый! приди ко мне ключ
попросить». Накануне Нового года и Богоявления перед сном, чтобы увидеть
суженого, «косу замыкали», т. е. заплетали и укладывали на голове
(бреет., ПА). Вещий сон могло вызвать вплетение в косу некоторых
растений. У чехов и русских считается плохой приметой встретить женщину с
распущенной косой.
Насильственное обрезание косы — знак бесчестия и поругания.
Обрезать косу у девушки мог из мести отвергнутый парень (болг.).
Женщина старалась отрезать косу разлучнице (словац.). Девушке отрезали
косу в наказание за утрату невинности (в.-слав.); она не имела права
носить висящую вниз косу, за нарушение этого запрета ей могли остричь
косу. (Моравское Словацко). Женщине косы обрезали за прелюбодеяние (волын.). Девушке, которая постригалась в монахини, обрезали косу «как знак раздела с миром
и вступления в брак со Спасителем» В укр. песнях мотив пускания косы по
реке — символ потери девственности; иногда девушка отрезает себе косу
из-за тоски по милому.
Заплетение волос людям и животным
— характерное действие мифологических персонажей. В быличках домовой по
ночам заплетает косичкой бороды старикам, волосы, женщинам; гриву и
хвост лошадям заплетают домовой, ласка, черт (в.-слав.), ласка, хохлик
(домовой дух), змора, дьявол, богинки, краснолюдки (карлики) (пол.). У
юж. славян — это занятие вил (они плетут косу из 10, 12 прядей), причем,
если гриву, заплетенную в косу, расчесать, она вновь сама заплетается
(Далмация). Девушка в Иванову ночь спасается от чертей, велев им
заплести ей косу по одному волосу, что они и делали, пока не запели
петухи (полес.). Чтобы уберечься от нечистой силы, в четверг на
Русальной неделе девки вплетали в косу полынь (укр.); от черта, от
ходячего покойника вплетали растения-апотропеи: «донник», «тою», «руту»
(укр., бел.); от колдуна на свадьбе невесту спасала «богородская трава» в
косе. От сглаза девушки вплетали в волосы правую переднюю лапу крота.